Главная Библиотека Статьи и публикации Новые богослужебные тексты, посвященные новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Успенская церковь города Сергиева Посада

Новые богослужебные тексты, посвященные новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

Игумен Иоанн (Самойлов)

 

Новые богослужебные тексты,

посвященные новомученикам и исповедникам Церкви Русской

 

Тысячелетний юбилей Крещения Руси стал точкой отсчета нового времени в истории Церкви нашего Отечества. Полученная духовная свобода, глубокое осмысление пережитых гонений на веру Христову открыли новые перспективы Православию. Кому обязаны мы? Кто даровал нам эту свободу? – Несправедливо, отвечая на эти вопросы, умолчать о наших небесных заступниках, русских святых тысячелетнего периода и, в особенности, сонме новомучеников и исповедников ХХ века. Для назидания потомству справедливость потребовала их церковного почитания и прославления в лике святых.

В настоящее время гимнографическое творчество получило свое новое развитие. Сегодня мы имеем уже не малое количество вновь написанных богослужебных текстов. И как показала действительность, прославление святых «песньми и пеньми духовными» – дело непростое. Проще оказалось составить их жизнеописание, нежели написать хвалебные гимны – поэтические тексты, предназначенные для церковного употребления. И если принять справедливой мысль, что «икона – богословие в красках», то можно сказать, что Служба святому – есть «богословие в песненных стихах».

Справедливо отметить, что неоценимый вклад в области гимнографии принадлежит истинному архипастырю, пережившему всю тяжесть страданий безбожных гонений, твердому исповеднику веры Христовой, а ныне теплому молитвеннику и предстателю за нас пред Богом – священноисповеднику Афанасию, епископу Ковровскому. Хотя святитель по глубокому смирению не считал себя гимнографом, а лишь только компилятором, но именно он стал инициатором и первым составителем некоторых стихир новомученикам и исповедникам земли Русской:

«Приидите, Небеснии предстателие наши, к нам,/ вашего  чающим милостивнаго посещения/… Ущедрите убо, прехвальнии,/ и даруйте нам ослабу,/ утолите бурю/ и угасите еже на ны негодование,/ Бога моляще,/ подающаго вами Земли нашей велию милость» (3, сс.5-6).

А вот и другая стихира святителя, воспринимаемая как молитвенный вопль к Богу за Церковь и родное Отечество, находящееся в плену безбожия: «Отчаянни есмы/ жития ради/ и не имамы нрава добродетельна,/ яко миро, приносим Ти, Господи,/ молитвы святых сродников наших./ Не отвержи Русь издревле Святую,/ ныне же грехов наших ради люте страждующую/... Приими нас, кающихся, Боже,/ святых Твоих мольбами» (3, с.10).

Стихиры же святителя-исповедника, известные под кратким названием «Земле Русская…» верующее христианское сердце восприняло как призыв к подвигу, как благодарность Богу за пережитые страдания и как молитвенное прославление своих соотечественников: «Земле Русская,/ граде святый,/ украшай твой дом,/ в немже Божественный/ велий сонм святых прослави» (3, с.11).

Да, наступило новое время. Жизнь потребовала продолжить начатое дело святителя Афанасия и поставила нелегкую задачу: при глубоком осмыслении духовного подвига всех русских святых прославить теперь уже великий сонм новомучеников и исповедников земли Русской.

В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена при Священном Синоде Русской Православной Церкви была образована Богослужебная комиссия. Одним из главных и приоритетных направлений ее деятельности стало редактирование и составление богослужебных текстов и чинопоследований новопрославленным святым. Так было положено начало гимнографическому творчеству в новых условиях жизни Русской Православной Церкви.

На заседании Священного Синода 7 мая 2003 года Председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, представил Доклад о богослужебном почитании в нашей  Церкви новопрославленных святых. В частности, владыка отметил: «В связи с тем, что в Русской Православной Церкви за последние годы прославлено много подвижников веры и благочестия, большая часть из которых новомученики и исповедники Российские ХХ века, встал вопрос о составлении им богослужебных чинопоследований. Традиционно до составления таковых благословляется пользоваться Общей Минеей. Однако эти службы, составленные святым древним, не вполне отражают подвига новых святых» (2, Журнал №7).

Священный Синод, приняв во внимание данное замечание, поручил Синодальной богослужебной комиссии «составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским ХХ века общие службы по чинам: священномученикам, преподобномученикам, преподобномученицам, мученикам, мученицам, священноисповедникам, преподобноисповедникам, преподобноисповедницам, исповедникам и исповедницам по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей» (2, Журнал №7).

Мне, как члену Синодальной комиссии, посчастливилось принимать участие в составлении общих служб по чинам новомучеников, а также служб и акафистов отдельным святым, вошедших в состав нового издания, получившего название: «Минея общая новомучеником и исповедником Российским». Творческая работа длилась около десяти лет. Вспоминая сегодня то благодатное время, хочу кратко остановиться на идейном содержании новой богослужебной книги. В ее составе значится десять чинов святых. Среди них не только мученики, которые  во дни безбожных гонений жизнь свою за веру во Христа положили и кровью своею Истину запечатлели, но и исповедники, то есть те, кто не пролил своей крови, а, пережив всевозможные скитания, тюремное заключение и тяжелые лагерные работы, промыслом Божиим были оставлены как живые свидетели и очевидцы для утверждения в вере современников.

Содержание общей Минеи начинается со службы Собору новомученикам и исповедникам Российским. Богослужебные тексты этого чинопоследования раскрывают подвиг всех новомучеников ХХ века. Среди них есть стихиры, посвященные святителю Тихону, патриарху Всероссийскому, священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, и священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому. Составители службы сознательно выделили архиереев трех основных кафедр России. Их личный святительский подвиг для многих стал примером мужественного стояния за веру Христову. А злоба предателей своего Отечества и их измена вере отцов раскрывается содержанием ирмосов канона Великого четвертка.

Далее идут общие Службы новомученикам и исповедникам Церкви Русской, сообразно их чину и состоянию. Заканчивается же этот богослужебный ряд Службой святым царственным страстотерпцам. Мученический подвиг последнего Российского царя прославляется следующими словами: «Страстотерпче Христов, царю Николае,/ по имени твоему житие твое./ Сего ради врази твои не возмогоша сокрыти славу твою./ Кроток бысть и молчалив во страданиих твоих,/ прося не мстити за себе./ Житие твое оклеветано бысть,/ кончина же твоя с мученики святыми славна./ Моли о душах наших» (3, сс.193-194). Ирмосы канона Великой субботы свидетельствуют о том, что Русь Святая лишилась своего помазанника через беззаконное отцеубийство, но особым призывом-надеждой звучат слова тропаря 9-й песни канона: «Да воскреснет Русь Святая молитвами царственных страстотерпец и новомученик Твоих, Господи,/ и да расточатся вси врази ея вскоре,/ и от лица ея да бежат вси ненавидящии ю отныне и до века» (3, с.200).

Однако следует отметить, что составленные общие Службы новомученикам и исповедникам земли Русской – это только первый этап гимнографического прославления их подвига.

27 декабря 2000 года на заседании Священного Синода было принято «Положение о Епархиальной богослужебной комиссии» (1, пункт 17). Этот документ определил, что основной задачей ее деятельности является подготовка новых богослужебных текстов святым, особо чтимым в данной епархии.

Богослужебная комиссия Московской епархии была образована распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 13 декабря 2000 года. За шестнадцать лет ее члены провели 150 заседаний. На них рассматривались и редактировались различные богослужебные тексты и чинопоследования. Приоритетным же направлением стало прославление подвига новомучеников и исповедников Московской епархии, поскольку среди них есть такие, кто, претерпевая всевозможные пытки хитрых, жестоких гонителей, отличился особым мужеством стояния за веру Православную и пламенной любовью к Богу и Отечеству.

За все время своей деятельности Комиссией было рассмотрено и отредактировано 78 богослужебных чинопоследований. Из них 12 служб, 5 акафистов и 21 тропарь и кондак посвящены новомученикам земли Московской. Нельзя сказать, что это много, но следует отметить, что работа по написанию им богослужебных текстов заметно активизировалась.

Особенно хочется остановиться на Службах священномученику Константину Голубеву, пресвитеру Богородскому, и мученице Татиане Гримблит.

Священномученик Константин последние годы своей жизни трудился как истинный пастырь-миссионер в городе Богородске Московской епархии. Здесь он был арестован, заключен в тюрьму и без суда осужден на смерть. По всей видимости, пастырь-мученик знал, что будет расстрелян, но не ведал, что злодеи-палачи, видя в тюремной камере его стойкость, избрали для исповедника казнь особо мучительную. На опушке соснового бора на дне карьера, откуда бралась земля для технических нужд, была вырыта неглубокая яма. Она и стала местом упокоения священномученика. Отцу Константину убийцы-палачи нанесли только одну рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землей.

Этот эпизод из жизни священномученика побудил составителя Службы обратиться к песнопениям Страстной седмицы и на подобен «Егда от Древа…» составить стихиры на стиховне:

Первая стихира посвящена тюремному заключению: «Егда законопреступнии людие,/ злобою неверия ослепленнии,/ в темницу мрачную тя всадиша/ и неправедно на смерть осудиша,/ тогда, блаженне Константине,/ любовию ко Христу распалаемь,/ сице глаголал еси:/ Боже, в помощь мою вонми,/ Господи, помощи ми потщися» (4, с.2).

Во второй прославляется крепкая вера священномученика, ведомого до места казни: «Егда безбожнии мучителие,/ беззаконное веление исполняюще,/ руки своя на тя возложиша/ и, яко злодея, на смерть ведоша,/ тогда, святе исповедниче,/ верою в Сына Божия укрепляемь/ и умныма очима на подвиг Его взирая,/ страданий лютых не убоялся еси/ и, яко жертва священная,/ Богу принеслся еси» (4, с.2).

В третьей же описывается мужественное терпение лютой смерти: «Егда нечестивии убийцы,/ жестокою раною тя уязвивше,/ в ров жива суща ввергаху/ и немилостивно землею погребаху,/ тогда, страстотерпче славный,/ страдания лютая претерпевая,/ образ мужества показал еси/ и, телом в земли посеявся,/ душею в Царствии Небеснем процвел еси» (4, с.2).

Из жития священномученика Константина известно, что когда его вели на казнь, он вслух произнес: «Не ведают, что творят». Эти слова легли в основу Славника: «О, людие, веру отеческую презревшии!/ Камо ведете мя, яко разбойника?/ Почто руки своя на мя простираете/ и раною жестокою уязвляете?/ Почто мя, жива суща, в рове полагаете/ и землею немилостивно покрываете?/ Не ведаете убо, что творите,/ сице священномученик Константин кротко глаголаше,/ душу свою Господеви предая» (4, с.2).

Поучительно и назидательно жизнеописание святой мученицы Татьяны Гримблит. Воспитанная в глубоко христианском духе, она решила посвятить всю свою жизнь помощи ближним. Ее милосердие было безграничным, а подвиг служения заключенным в тюрьмах стал тождественен подвигу древней великомученицы Анастасии Узорешительницы. Автор Службы это выразил такими словами: «Святей Анастасии Узорешительнице в милосердии подражающи,/ во узах и заточении сущим усердно послужила еси, богозванная невесто Татиано, поющи:/ утверди мене в любви Твоей, едине Человеколюбче» (5, с.4).

Опытно познав, что высшее счастье здесь, на земле – любить людей и помогать им, святая мученица не устрашилась ни прещений безбожных гонителей, ни ссылок, ни тюремного заключения. Ее мужество восхваляется так: «Кая темница не име тя юзницу,/ кий град не имать тя заступницу,/ не токмо земля Московская о тебе хвалится,/ но и Зырянская с нами ликовствует,/ и Казахстанская о тебе радуется,/ и многия ины грады и веси свеселятся с нами в торжестве твоем,/ поминающе изгнания и прославляюще страдания твоя,/ Татиано, мученице христоименитая» (5, с.4).

Особым торжественным гимном звучат стихиры на Хвалитех, написанные на подобен «О, преславнаго чудесе!».

«О, преславнаго чудесе!/ О, Божественнаго произволения!/ Христова мученица Татиана,/ жена немощная сущи,/ демонов коварствия победи/ и, лютыя смерти не убоявшися,/ истину пред беззаконники исповеда./ Ныне же с бесплотными силами/ Триипостаснаго Бога прославляет» (5, с.7).

На примере двух служб было показано, что для достойного прославления подвига новомучеников не достаточно иметь образцы общих Служб. Необходимо стараться составлять отдельные службы святым. Тогда память о новомучениках сможет бережно сохраняться в тех местах, где протекала их жизнь, где был совершен ими подвиг ради Христа. А новое поколение христиан, которое не застало гонений, сможет назидаться этим подвигом и воспитываться в любви и почитании к тем, кто ради Христа претерпел все скорби и лишения.

Удачной и достойной подражания можно признать практику Московской областной епархии в установлении общей соборной памяти новомучеников и исповедников ХХ века, подвиг совершавших в отдельном благочинии. Эта церковная память, объединившая в один лик поименно прославленных новомучеников, собирает на молитвенное почитание их подвига все духовенство и церковный люд. На сегодняшний день в 5 благочиниях Московской епархии Егорьевском, Ивантеевском, Орехово-Зуевском, Сергиево-Посадском и Шатурском соборные служения совершается по отдельно написанной службе. Следует отметить, что текст службы Собору Радонежских новомучеников (Сергиево-Посадское благочиние) был подготовлен при активном участии членов Богослужебной комиссии Московской епархии и утвержден членами Священного Синода Русской Православной Церкви 27 января 2011 года (Журнал №162). А день их памяти для общецерковного почитания включен в церковный календарь и значится под 10 декабря по новому стилю.

В помощь остальным благочиниям Московской епархии, где духовенство в день соборной памяти новомучеников  пожелает совершить праздничный молебен, членами епархиальной Богослужебной комиссии составлены Общие тропарь, кондак и молитва.

Гимнографическая деятельность Московской епархии  совершенствуется. Члены Богослужебной комиссии, обладая необходимыми знаниями в разных сферах богословской и литургической науки, используя накопленный опыт и оптимальные принципы, расширяют современный церковный жанр песнотворчества. О положительных результатах их деятельности свидетельствует и то, что вновь составленные или отредактированные церковные тексты легко вживаются в богослужебную практику приходов епархии.

Свое вступление нам хочется закончить словами церковной песни: «Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Церкве Русския/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте» (3, с.13).

 

Список новых богослужебных текстов, подготовленных Богослужебной епархиальной комиссией

Службы

  1. Священномученику Константину Голубеву
  2. Священномученикам Александру Смирному и Феодору Ремизову
  3. Священномученику Петру Вороне
  4. Преподобномученице Параскеве Спасо-Влахернской
  5. Мученице Татиане Гримблит
  6. Преподобной Рахили Бородинской

Службы Соборам

  1. Священномученикам Быковским
  2. Новомученикам Егорьевским
  3. Новомученикам Ивантеевским
  4. Новомученикам Орехово-Зуевским
  5. Новомученикам и исповедникам Радонежским
  6. Новомученикам Шатурским

Акафисты

  1. Священномученику Василию Кабановскому
  2. Священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому
  3. Священномученику Ярославу Ямскому
  4. Новомученикам и исповедникам Шатурским
  5. Преподобной Рахили Бородинской

Тропари и кондаки

  1. 1.     Общии Собору новомучеников благочиния
  2. 2.     Собору новомучеников Коломенского духовного училища
  3. 3.     Собору преподобномучениц Сходненских Наталии, Екатерине и Елене
  4. 4.     Собору Клинских новомучеников
  5. Священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому
  6. Священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому
  7. Священноисповеднику Феодосию, епископу Коломенскому
  8. Священномученику Михаилу Рыбину
  9. Священномученику Георгию Извекову
  10. Священномученику Иоанну Смирнову
  11. Священномученику Константину Некрасову
  12. Священномученику Сергию Кудрявцеву
  13. Священномученику Димитрию Русинову
  14. Преподобномученику Никону (Беляеву)
  15. Преподобномученику Феофану (Графову)
  16. Преподобномученице Екатерине (Константиновой)
  17. Преподобномученице Елене (Коробковой)
  18. Преподобномученице Дарии (Зайцевой)
  19. Преподобномученице Наталии (Баклановой)
  20. Мученику Иоанну Попову
  21. Мученику Николаю Гусеву

 

Использованная литература

  1. Журнал заседания Священного Синода от 27 декабря 2000 года https://mospat.ru/archive/page/synod/2000-2/431.html
  2. Журналы заседания Священного Синода от 7 мая 2003 года http://www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html.
  3. Минея Общая новомучеником и исповедником Российским. М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2012.
  4. Служба священномученику Константину Голубеву, пресвитеру Богородскому http://www.gimnograf.ru/
  5. Служба мученице Татиане Гримблит http://www.gimnograf.ru/

12.11.2018

12 ноября в Успенском храме города Сергиев Посад состоялось рабочее заседание Богослужебной комиссии Московской епархии.

Далее >>
09.10.2018

9 октября в Успенском храме города Сергиев Посад состоялось рабочее заседание Богослужебной епархиальной комиссии. 

Далее >>
Все новости