Главная Библиотека Статьи и публикации Молитвенное прославление святых.
Успенская церковь города Сергиева Посада

Молитвенное прославление святых.

игумен Иоанн (Самойлов)

Тысячелетний юбилей Крещения Руси стал точкой отсчета нового периода истории Русской Православной Церкви. Прежде всего, мы имеем в виду внутреннюю церковную жизнь, в связи с полученной свободой со стороны государства. Справедливая оценка и осмысление пережитого открыли новые перспективы Православию. Русская Церковь, «возвратившись из плена», получила возможность осуществлять свою спасительную миссию. Кому обязаны мы? Кто даровал нам эту свободу? – Несправедливо, отвечая на этот вопрос, умолчать о наших небесных заступниках, русских святых тысячелетнего периода и, в особенности, сонме новомучеников и исповедников ХХ века. Для назидания потомству справедливость потребовала их церковного почитания и прославления в лике святых.
В 1990 году была закончена серия богослужебных месячных Миней юбилейного издания, посвященного 1000-летию Крещения Руси. До сих пор в состав Миней в основном входили службы в соответствии с греческим церковным Уставом и практикой греческой Церкви. При этом лишь некоторые из служб святым Русской Церкви были включены в состав богослужебных Миней и в состав Минеи Дополнительной. А между тем, в каждое столетие и почти в каждой епархии создавались «рукописные Минеи» или целые Сборники со службами святым Русской Церкви, не говоря о прекрасных отдельных рукописях, а с XVIII века – отдельных изданиях служб русским святым.
Богослужебно-календарная комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви в 50-х годах прошлого столетия, учитывая решения Поместного Собора 1917-1918 гг., ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей. Председатель Комиссии, ныне уже прославленный в лике святых – священноисповедник Афанасий (Сахаров), участник Поместного Собора 1917-1918 гг., дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в «Богослужебных указаниях» на 1957 и 1958 гг. Святитель осуществил и редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить пониманию современников церковнославянские языковые формы. Его заслугой стало и собирание отдельно изданных Служб русским святым.
Издательский отдел Московского Патриархата при издании юбилейных Миней, учел работу святителя Афанасия. Однако полностью использовать его правку было невозможно, так как при подробном текстологическом анализе обнаружилась несовместимость предложенных им руссифицированных форм со славянскими. Кроме того, предложенная правка не согласовалась с нотированными изданиями многих текстов из состава Миней.
Работа над юбилейным изданием Миней продолжалась более десяти лет. В сравнении с последним синодальным изданием, которое было положено в основу серии, новые Минеи пополнились службами иконам Пресвятой Богородицы, вселенским и особенно русским святым. Некоторые из них, хранившиеся в архивах и библиотеках нашей страны, были опубликованы впервые, другие были присланы по просьбе Издательского отдела из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, Горненской обители в Иерусалиме, из Югославии и Болгарии. Об особенностях каждого тома можно подробно узнать из кратких аннотаций в разделе «Библиография» «Журнала Московской Патриархии» за 1980-1990 годы. Высокую оценку данному изданию дал почивший митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников). На празднестве, посвященном 40-летию «Журнала Московской Патриархии», он назвал это издание «современной богословской и агиографической энциклопедией» (2, с.76).
Украшением издания стала Служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим», празднование которым по Уставу Русской Православной Церкви положено во 2-ю Неделю по Святой Пятидесятнице.
Этот праздник, совершавшийся еще в Древней Руси, но не имевший широкого распространения, был восстановлен Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Инициатором его восстановления был профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев († 23 июля 1920). Древняя Служба XVI века «Всем святым новым чудотворцам Российским», составленная иноком Григорием в обители преподобного Евфимия Суздальского, требовала доработки и дополнения. Этот труд взяли на себя Борис Александрович и иеромонах Владимирского Рождественского монастыря Афанасий, будущий священноисповедник Русской Церкви. Но исправление древней Службы оказалось нецелесообразным, потому составители решили позаимствовать из нее лишь немногое, а все остальное составить заново. Частью ими были сложены совершенно новые песнопения, а частью позаимствованы из отдельных служб русским святым. За короткий срок (с 13 августа по 8 сентября 1918 года) новая Служба была составлена, одобрена Поместным Собором и затем издана отдельной брошюрой гражданским шрифтом. Однако уже через год после издания составители признали в тексте Службы ряд недостатков и пропусков, и пришли к выводу о необходимости ее пересмотра, который осуществил святитель Афанасий.
Знаменательно, что майский том юбилейной Минеи, включивший в свой состав данную Службу, вышел в свет, когда Русская Церковь отмечала двойной юбилей святителя: 100 лет со дня рождения и 25 лет со дня его блаженной кончины. Это был своего рода подарок истинному русскому архипастырю, пережившему всю тяжесть страданий безбожных гонений, и вместе гимнографу, который стал первым автором стихир новомученикам Российским:
«Приидите, Небеснии предстателие наши, к нам,/ вашего чающим милостивнаго посещения,/ и избавите озлобленныя мучительскими прещении/ и лютаго неистовства неверных,/ от нихже, яко пленницы и нази, гоними есмы,/ от места на место часто преходяще/ и заблуждающе в вертепех и горах./ Ущедрите убо, прехвальнии,/ и даруйте нам ослабу,/ утолите бурю/ и угасите еже на ны негодование,/ Бога моляще,/ подающаго вами Земли нашей велию милость» (3, с.326).
А вот и другая стихира святителя, содержащая молитвенное прошение к Богу за Церковь и родное Отечество, находящихся в плену безбожия: «Отчаянни есмы/ жития ради/ и не имамы нрава добродетельна,/ яко миро, приносим Ти, Господи,/ молитвы святых сродников наших./ Не отвержи Русь издревле Святую,/ ныне же грехов наших ради люте страждующую./ Не презри слезы верных сынов,/ колен своих пред Ваалом не преклонявших,/ и ихже не поразил еси, согрешающих./ Приими нас, кающихся, Боже,/ святых Твоих мольбами» (3, с.348).
Справедливы ли были обвинения в адрес Русской Православной Церкви, муссируемые в антицерковной прессе несколько лет назад, что она не желала прославлять подвиг новомучеников? Как видно, оно началось еще в самом начале господства безбожного атеизма. А стихиры святителя-исповедника, известные под кратким названием «Земле Русская…» восприняло верующее христианское сердце как призыв к подвигу, как благодарность Богу за пережитые страдания, как молитвенное прославление своих соотечественников и – как наставление нам, современным агиологам и гимнографам, свидетелям и очевидцам русской истории новейшего периода: «Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в нем же Божественный велий сонм святых прослави » (3, с.327).
Да, наступило новое время. Жизнь потребовала продолжить начатое дело святителя Афанасия и поставила нелегкую задачу: при глубоком осознании духовного подвига русских святых прославить теперь уже «велий сонм новомучеников и исповедников Российских».
В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена при Священном Синоде Русской Православной Церкви была образована Богослужебная комиссия. Одной из главных ее обязанностей было редактирование и составление богослужебных текстов и чинопоследований новопрославленным святым. Так было положено начало гимнографическому творчеству в новых условиях жизни Русской Православной Церкви. За период своего существования Комиссия отредактировала и составила несколько десятков Служб и Акафистов русским святым. С особой ответственностью было воспринято членами Комиссии поручение Священного Синода о составлении общих Служб по ликам новомучеников Российских.
На заседании Священного Синода 7 мая 2003 года Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, представил Доклад о богослужебном почитании в Русской Православной Церкви новопрославленных святых. В частности он отметил: «В связи с тем, что в Русской Православной Церкви за последние годы прославлено много подвижников веры и благочестия, большая часть из которых новомученики и исповедники Российские ХХ века, встал вопрос о составлении им богослужебных чинопоследований. Традиционно до составления таковых благословляется пользоваться Общей Минеей. Однако эти службы, составленные святым древним, не вполне отражают подвига новых святых».
Священный Синод, приняв во внимание замечание митрополита Ювеналия, поручил Синодальной Богослужебной Комиссии «составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским ХХ века общие службы по чинам: священномученикам, преподобномученикам, преподобномученицам, мученикам, мученицам, священноисповедникам, преподобноисповедникам, преподобноисповедницам, исповедникам и исповедницам по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей».
К настоящему времени эта работа завершена. Современное литургическое творчество пополнилось общими Службами новомученикам и исповедникам Российским ХХ века по всем ликам и в недалеком будущем, после завершения начатой работы над составлением Акафиста новомученикам, можно будет ставить вопрос о необходимости издания новой Общей Минеи. В ее состав должны будут войти:
1. Общая Служба всем новомученикам и исповедникам Российским. Память им совершается в ближайшее воскресение к 25 января (7 февраля по новому стилю). В этой Службе после трех стихир великой вечерни на «Господи, воззвах:», посвященных подвигу новомучеников, помещены отдельные стихиры святителю Тихону, патриарху Всероссийскому, первому священномученику – Владимиру Киевскому и священномученику Вениамину Петроградскому. В них подчеркивается святительский подвиг и личный, мужественный пример стояния за веру Православную архиереев трех основных кафедр России. Особенностью канона стали ирмосы канона Великого четвертка, подчеркивающие неистовство и злобу предателей своего Отечества и их измену вере отцов.
2. Служба царственным мученикам. Их память Церковь совершает 4 июля (17 июля по новому стилю). Мученический подвиг царя-страстотерпца в этой Службе раскрыт следующими словами: «Страстотерпче Христов,/ царю Николае,/ по имени твоему житие твое./ Сего ради врази твои/ не возмогоша сокрыти славу твою./ Кроток бысть и молчалив во страданиих твоих,/ прося не мстити за себе./ Житие твое оклеветано бысть,/ кончина же твоя с мученики святыми славна./ Моли о душах наших» (Стихира по 50-м псалме). Ирмосы канона взяты из канона Великой субботы. Русь Святая лишилась своего помазанника через беззаконное отцеубийство, но особым призывом-надеждой звучат слова тропаря 9-й песни канона: «Да воскреснет Русь Святая молитвами царственных страстотерпец и новомученик Твоих, Господи,/ и да расточатся вси врази ея вскоре,/ и от лица ея да бежат вси ненавидящии ю отныне и до века» (1-й тропарь канона 9-й песни).
3. Служба общая священномученику. В этом лике прославляются архиереи и священники, которым от Бога была вручена паства. Их личный пример жизни, запечатленный тяжкими страданиями и пролитием крови, послужил живой проповедью верности Богу. «Преславне священномучениче (имя рек),/ ты жертву безкровную/ первее благоговейне совершая,/ послежде, яко всеплодие,/ себе самаго в жертву живую принесл еси,/ моля, да простится грех богоборчества народа нашего./ И ныне Христу, святе, молися/ даровати людем российским/ мир и велию милость» (Стихира на Господи, воззвах:).
4. Служба общая преподобномученику. В этой Службе прославляется подвиг пастыря-монаха. Безбожные гонения подвергли разорению все монашеские обители на русской земле, а их насельников – ссылке в тюрьмы. «Приидите, мучениколюбцы,/ – призывает нас Святая Церковь, – возвеличим истинаго преподобномученика (имярек),/ иже Христа ради, узы темничныя,/ мучения тяжкая и работы горькия претерпев,/ лютую смерть от безбожных приял есть./ Сего ради с лики царственных страстотерпцев/ и всех новомучеников Российских/ Престолу Божию предстоит/ и молится о душах наших» (Стихира на Господи, воззвах:). 
5. Служба общая преподобномученице раскрывает мученический подвиг женского монашества. Святые жены, удалившись от мира ради любви ко Христу, в «награду» за свои иноческие подвиги получили от мира мученическую смерть. «О, велия благочестия сило!/ Павел хвалит благочестивую жену, любящую мужа своего,/ и наипаче ублажает девство Христа ради,/ ты же, преподобномученице (имярек),/ Христа, яко Небеснаго Жениха, возлюбивши,/ вся красная мира оставила еси/ и смерть мученическую прияла еси./ Ныне же с лики мудрых дев предстоиши одесную Христа,/ молящи спастися душам нашим» (Стихира на Господи, воззвах:).
6. Служба общая мученику свидетельствует о подвиге христианина-мирянина, который проявил твердое стояние за веру и не отрекся от Христа. «Киими достойными песньми/ воспоем новомученика Христова (имярек)?/ Иже, заповеди Господни исполнив,/ узы темничныя, труды горькия и изгнания претерпе/ и даже до смерти Христу верным пребысть./ Ныне же молится даровати нам/ мир и велию милость» (Стихира на Господи, воззвах:).
7. Служба общая мученице прославляет верность жены-христианки. Ее подвиг раскрыт в тропаре: «Благочестно в законе Господни поживши,/ веру Православную сохранила еси/ и, терпением гонители Церкве Русския посрамивши,/ смерть за Христа прияла еси, мученице славная (имярек),/ престолу Божию предстоящи,/ моли спастися душам нашим» (Тропарь, глас 4).
Упомянутые Службы по чинам раскрывают подвиг новомучеников и исповедников Российских, «во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положивших и кровьми Истину соблюдших» (Тропарь новомученикам, глас 4). Но были и те, кто не пролил своей крови, а, пережив всевозможные скитания, тюремное заключение и тяжелые лагерные работы, промыслом Божиим были оставлены как живые свидетели-очевидцы для утверждения в вере современников. Общие Службы, составленные им, можно выстроить в следующем порядке:
8. Служба общая священноисповеднику. Подвиг этого чина прославляется такими словами: «Священноисповедниче отче (имярек),/ ты, во дни отступления от веры сродников наших/ Христу ревностно последуя,/ страданием вольным и исповеданием твердым,/ яко истинный пастырь показался еси/ и, слово Божие проповедав,/ правило веры людем православным/ и учитель благочестия явился еси./ Темже ныне, наслаждаяся радости Небесныя,/ моли спастися душам нашим» (Стихира на Господи, воззвах:).
9. Служба общая преподобноисповеднику. Святые этого чина – оставшиеся в живых пастыри и миряне монашествующие. Святая Церковь призывает своих чад прославлять этот лик такими словами: «Приидите, вси вернии,/ достойно воспоим отца преподобнаго,/ сей бо, подвиг страдания и исповедничества совершив/ и последи благочестно пожив,/ Богу в мире душу предал еси/ и от сущих зде к вечным жилищем преставился еси,/ идеже молится о душах наших» (Славник на Стиховне).
10. Служба общая преподобноисповеднице. Прославляя мученический подвиг женского монашества, следует выделить подвиг тех жен, которые, пережив всю тяжесть страданий и лютых гонений, свою мирную кончину запечатлели победоносным исповеданием веры: «О, преславнаго чудесе!/ Кровоточивая жена верою иногда исцелися,/ ты же, честная, (имярек),/ узы темничныя и страдания восприемши,/ твердым исповеданием веры Христовы/ гонителей посрамила еси/ и, яко жена, любящая Господа,/ достойно и праведно пожила еси./ Темже тя прославляем» (Стихира на Хвалитех).
11. Служба общая исповеднику. К этому чину принадлежит мирянин-христианин. Его жизнь, как живая проповедь пережитого горя, прославляется такими словами: «Исповедниче мудре (имярек),/ ты, во дни испытания веры в земли нашей/ Христу с любовию последуя,/ страданием вольным и исповеданием твердым/ образ верным показался еси/ и, немощныя в вере укрепив,/ утешение людем православным/ и учитель благочестия явился еси./ Темже ныне, наслаждаяся радости Небесныя,/ моли спастися душам нашим» (Стихира на Господи, воззвах:).
12. Служба общая исповеднице. Эта последняя Служба воспевает страдальческий подвиг жены-христианки. К ней обращено молитвенное воззвание: «О, доблественная исповеднице Христова (имярек), земли нашея доброе прозябение, Церкве Русския избранная дщерь! Кто не удивится силе Божией, в немощи твоей совершившейся? Ты бо, мужески враги видимыя и невидимыя низложивши, заточения и многия муки Христа ради претерпела еси и Царствие Небесное наследовала еси» (Молитва).
Однако следует отметить, что составленные общие Службы новомученикам и исповедникам Российским – это только первый этап гимнографического прославления их подвига. Да, теперь в каждой епархии нашей Церкви появилась возможность молитвенного почитания прославленных новомучеников, соответственно их лику, но среди них есть такие, кто, претерпевая всевозможные пытки хитрых, жестоких гонителей, отличился особенным мужеством стояния за Православную веру и пламенной любовью к Богу и Отечеству. О них нельзя умалчивать, их подвиг нужно раскрывать составлением отдельных гимнографических текстов.
27 декабря 2000 года на заседании Священного Синода было принято «Положение о Епархиальной богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов» (Журнал №21). Этот документ определил цель и задачи деятельности епархиальной Богослужебные комиссии. Основной ее задачей является подготовка текстов новых Служб, акафистов, тропарей, кондаков, молитв и других богослужебных текстов святым, особо чтимым в данной епархии.
Богослужебная комиссия Московской епархии была образована распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 13 декабря 2000 году. За восемь лет Комиссия провела 27 заседаний, на которых рассматривались и редактировались богослужебные тексты. Владыке Митрополиту были представлены на утверждение девять Акафистов, среди них 3 новомученикам, десять Служб святым, среди них 9 новомученикам и семи прославленным новомученикам были составлены Тропари, Кондаки с Молитвами.
Как показала действительность, прославление святых «песньми и пеньми духовными» оказалось делом непростым. Дефицит специалистов в области гимнологии не позволяет во всей полноте претворять в жизнь данное «Положение» во многих епархиях. Намного проще оказалось изложить на бумаге жизнь святых или написать им иконы, нежели составить песнопения – поэтические тексты, предназначенные для церковного исполнения. «О трудностях современной гимнографии» нами была написана статья, опубликованная в «Московских епархиальных ведомостях» за 2006 год №№11-12 (с.158-160). В ней говорится о трудностях работы Богослужебной епархиальной комиссии и предложены рассуждения о задачах и методах русской гимнологии.
Анализируя богослужебные тексты современных гимнографов, нельзя не обратить внимания на увлечение написания Акафистов. Именно им отдается большее предпочтение, чем составлению Службы. На наш взгляд, это неверно. Мы можем согласиться, что Служба совершается один раз в год, а акафист может читаться каждый день. Но не будем забывать, что акафистное пение, имея особый жанр, более приличествует келейному употреблению. А без Службы, которая и совершается один раз в году, невозможно прославить святого в день его памяти.
Да, составление Службы – это особое творчество. Церковными песнями изобразить лик святого, раскрыть в полноте его духовный подвиг, восхвалить и прославить, найти слова и молитвенные обращения доступные современному слушателю, способные разбудить и умилить его сердце, настроить на молитву и богомыслие – благодатное, но нелегкое дело. И, если именно это останавливает современного гимнографа к написанию Службы, то, на наш взгляд, можно было бы пока ограничиться составлением святому тропаря, кондака и молитвы. Эти три богослужебных текста при отправлении Общей службы в день памяти святого помогут молящимся глубже рассмотреть его гимнографический образ и дают возможность ежедневного литургического почитания при совершении молебна.
На сегодняшний день в сонме новомучеников поименно прославлено 1765 человек. В каждой епархии нашей Церкви появились новые ходатаи пред Престолом Божиим. «Почитание новомучеников и исповедников Российских, – сказал в своем выступлении на последнем Архиерейском соборе митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, – стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни…. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в любви и почитании к тем, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел все скорби и лишения» (4, с.47).
Особая ответственность за воспитание нового поколения в духе подвига новомучеников, легла на плечи пастырей. Отныне они обязаны с особым благоговением относиться к их прославлению, которое должно быть постоянным и проходить в двух аспектах: богослужебно-литургическом и нравственно-назидательном.
В тех Приходах и монастырях, где совершали пастырское или церковное служение прославленные новомученики, должно быть частым, а лучше ежедневным, совершение им молебнов и непременным поминание их имен на отпустах. Пастыри же проповедники в своих поучениях должны чаще обращаться к повествованию их жизнеописаний, назидая паству примером мученического подвига.
Удачной и достойной подражания можно признать практику Московской епархии в установлении общей соборной памяти новомучеников и исповедников Российских, подвиг совершавших в отдельном благочинии. Эта церковная память, объединившая в один лик поименно прославленных новомучеников, собирает на молитвенное почитание их подвига все духовенство и церковный люд.
Видимым знаком почитания должно быть написание икон новомучеников и строительство в честь них храмов. А лучшей формой сохранения памяти имен святых может стать нарицание в честь них младенцев при совершении таинства Крещения. В этой форме для нового члена Церкви содержится и пожизненное подражание подвигу своего небесного покровителя и ежедневное молитвенное обращение.
С особым вниманием следует отнестись к словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, сказанным на Архиерейском соборе 2008 года: «Считаю своевременным поручить Учебному Комитету, включить в образовательный процесс в духовных школах изучение жизненного подвига и богословского наследия новомучеников и исповедников Российских» (4, с.47). Думается, было бы весьма полезным для Церкви также при духовных семинариях организовать и гимнографические кружки, в которых могли бы обучаться песнотворческому искусству способные студенты, будущие пастыри нашей Церкви. Именно на студенческой скамье учащимся нужно внушить, что прославление и почитание русских святых способно наполнить духовным содержанием их будущее приходское служение, а в сердцах прихожан через преемственность поколений – укрепить память о великом подвиге веры, который совершался в нашей стране в годы гонений на веру.
Свое вступление нам хочется закончить словами церковной песни: «О велицыи страстотерпцы, новомученицы Российстии, с любовию припадаем к вам и, благоговейно лобызающе раны ваша, прославляем ваша подвиги и молимся: молите о душах наших» (стихира Малой вечерни на Господи, воззвах: Службы новомученикам и исповедникам Российским).


Источники и литература

1. Библия. Книги Священного Писания Нового и Ветхого Завета на церковнославянском языке. М., 1993.
2. Журнал Московской Патриархии, 1983, № 12.
3. Минея Май. Ч.3. Издание Московской Патриархии. М., 1987.
4. Московские Епархиальные ведомости. 2008 год, №№7-8.
5. Московские Епархиальные ведомости. 2006 год, №№11-12.

26.03.2018

26 марта состоялось очередное рабочее заседание Епархиальной богослужебной комиссии. 

Далее >>
05.03.2018

5 марта в Успенском храме г. Сергиева Посада состоялось рабочее заседание Богослужебной комиссии. 

Далее >>
Все новости