Главная Библиотека Статьи и публикации Гимнографическое прославление новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Успенская церковь города Сергиева Посада

Гимнографическое прославление новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Гимнографическое прославление

новомучеников и исповедников Церкви Русской

 

Тысячелетний юбилей, посвященный празднованию Крещения Руси, стал судьбоносным в новейшем периоде истории Русской Православной Церкви. Прежде всего, мы имеем в виду внутреннюю церковную жизнь в связи с полученной свободой со стороны государства. Справедливая оценка и осмысление пережитого открыли новые перспективы нашей Церкви, которая, «возвратившись из плена», получила возможность осуществлять свою спасительную миссию. Кому обязаны мы? Кто даровал нам эту свободу? – Несправедливо, отвечая на эти вопросы, умолчать о наших небесных заступниках, русских святых, и в особенности о сонме новомучеников и исповедников ХХ века, подвиг которых укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Для назидания потомству справедливость потребовала прославления их в лике святых и церковного почитания.

Сегодня мы уже слышали содержательные доклады о почитании всех святых, в земле Русской просиявших, и с любовью вспоминали имя истинного архипастыря, пережившего всю тяжесть страданий безбожных гонений, твердого исповедника веры Христовой, а ныне теплого молитвенника и предстателя за нас пред Богом – святителя и исповедника Афанасия, епископа Ковровского. Хотя святитель Афанасий по глубокому смирению не считал себя гимнографом, а лишь только компилятором, но мы можем с уверенностью сказать, что именно он внес огромный вклад в гимнографическое творчество нашей Церкви и стал первым автором составления некоторых стихир новомученикам и исповедникам земли Русской:

«Приидите, Небеснии предстателие наши, к нам,/ вашего  чающим милостивнаго посещения,/ и избавите озлобленныя мучительскими прещении/ и лютаго неистовства неверных,/ (от нихже, яко пленницы и нази, гоними есмы,/ от места на место часто преходяще/ и заблуждающе в вертепех и горах./) Ущедрите убо, прехвальнии,/ и даруйте нам ослабу,/ утолите бурю/ и угасите еже на ны негодование,/ Бога моляще,/ подающаго вами Земли нашей велию милость» (3, л.5-6).

А вот и другая стихира святителя, содержащая молитвенное обращение к Богу за Церковь и родное Отечество, находящихся в плену безбожия: «Отчаянни есмы/ жития ради/ и не имамы нрава добродетельна,/ яко миро, приносим Ти, Господи,/ молитвы святых сродников наших./ Не отвержи Русь издревле Святую,/ ныне же грехов наших ради люте страждующую./ (Не презри слезы верных сынов,/ колен своих пред Ваалом не преклонявших,/ и ихже не поразил еси, согрешающих./) Приими нас, кающихся, Боже,/ святых Твоих мольбами» (3, л.10).

Стихиры же святителя-исповедника, известные под кратким названием «Земле Русская…» верующее христианское сердце восприняло как призыв к подвигу, как благодарность Богу за пережитые страдания, как молитвенное прославление своих соотечественников и – как наставление нам, современным агиологам и гимнографам, свидетелям и очевидцам русской истории новейшего периода: «Земле Русская,/ граде святый,/ украшай твой дом,/ в немже Божественный/ велий сонм святых прослави» (3, л.11).

Да, наступило новое время. Жизнь потребовала продолжить начатое дело святителя Афанасия и поставила нелегкую задачу: при глубоком осознании духовного подвига всех русских святых прославить теперь уже «велий сонм новомучеников и исповедников земли Русской».

В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена при Священном Синоде Русской Православной Церкви была образована Богослужебная комиссия. Одним из главных и приоритетных направлений ее деятельности стало редактирование и составление богослужебных текстов и чинопоследований новопрославленным святым. Так было положено начало гимнографическому творчеству в новых условиях жизни Русской Православной Церкви.

На заседании Священного Синода 7 мая 2003 года Председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, представил Доклад о богослужебном почитании в Русской Православной Церкви новопрославленных святых. В частности, владыка отметил: «В связи с тем, что в Русской Православной Церкви за последние годы прославлено много подвижников веры и благочестия, большая часть из которых новомученики и исповедники Российские ХХ века, встал вопрос о составлении им богослужебных чинопоследований. Традиционно до составления таковых благословляется пользоваться Общей Минеей. Однако эти службы, составленные святым древним, не вполне отражают подвига новых святых» (2, Журнал №7).

Священный Синод, приняв во внимание замечание митрополита Ювеналия, поручил Синодальной богослужебной комиссии «составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским ХХ века общие службы по чинам: священномученикам, преподобномученикам, преподобномученицам, мученикам, мученицам, священноисповедникам, преподобноисповедникам, преподобноисповедницам, исповедникам и исповедницам по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей»(2, Журнал №7).

Мне, как члену Синодальной комиссии, посчастливилось принимать участие в составлении общих служб по чинам новомучеников, а также служб и акафистов отдельным святым, вошедших в состав нового издания, получившего название: «Минея обща новомучеником и исповедником Российским». Творческая работа длилась около десяти лет. С любовью вспоминая сегодня это благодатное время, хочу кратко остановиться на идейном содержании новой богослужебной книги. В ее составе значится десять чинов. Среди них не только мученики, которые во дни безбожных гонений жизнь свою за веру во Христа положили и кровью своею Истину запечатлели (3, л.12), но и исповедники, то есть те, кто не пролил своей крови, а, пережив всевозможные скитания, тюремное заключение и тяжелые лагерные работы, промыслом Божиим были оставлены как живые свидетели и очевидцы для утверждения в вере современников.

Общие Службы, составленные им, выстроены в следующем порядке:

1. Содержание книги начинается со Службы собору новомученикам и исповедникам Российским. В этой Службе раскрывается подвиг новомучеников ХХ века. Среди общих песнопений имеются богослужебные тексты, посвященные отдельным святым. Так, на великой вечерни, на Господи, воззвах: значатся и ины стихиры в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского, священномученика Владимира, митрополита Киевского, и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Составители службы пожелали выделить и рассказать о святительском подвиге и личном, мужественном примере стояния за веру Православную архиереев трех основных кафедр России. Особенностью канона стали ирмосы канона Великого четвертка, подчеркивающие неистовство и злобу предателей своего Отечества и их измену вере отцов. Содержание службы украшают стихиры авторства святителя Афанасия, епископа Ковровского. О этих уже было сказано выше.

2. Служба обща священномученику единому. В этом лике прославляются архиереи и священники, которым от Бога была вручена паства. Их личный пример жизни, запечатленный тяжкими страданиями и пролитием крови, послужил живой проповедью верности Богу. «Преславне священномучениче (имя рек),/ ты, жертву безкровную/ первее благоговейне совершая,/ послежде, яко всеплодие,/ себе самаго в жертву живую принесл еси,/ моля, да простится грех богоборчества народа нашего./ И ныне Христу, святе, молися/ даровати людем российским/ мир и велию милость» (3, л.25).

3. Служба обща священноисповеднику единому. Подвиг этого чина прославляется такими словами: «Священноисповедниче отче (имярек),/ ты, во дни отступления от веры сродников наших/ Христу ревностно последуя,/ страданием вольным и исповеданием твердым,/ яко истинный пастырь показался еси/ и, слово Божие проповедав,/ правило веры людем православным/ и учитель благочестия явился еси./ Темже ныне, наслаждаяся радости Небесныя,/ моли спастися душам нашим» (3, лл.41-42).

4. Служба обща преподобномученику единому. В этой службе прославляется подвиг пастыря-монаха. Безбожные гонения подвергли разорению все монашеские обители на русской земле, а их насельников – ссылке в тюрьмы. «Приидите, мучениколюбцы,/ – призывает нас Святая Церковь, – возвеличим истинаго преподобномученика (имярек),/ иже Христа ради, узы темничныя,/ мучения тяжкая и работы горькия претерпев,/ лютую смерть от безбожных приял есть./ Сего ради с лики царственных страстотерпцев/ и всех новомучеников Российских/ Престолу Божию предстоит/ и молится о душах наших» (3, л.55).

5. Служба обща преподобноисповеднику единому. Святые этого чина – оставшиеся в живых пастыри и миряне монашествующие. Святая Церковь призывает своих чад прославлять этот чин такими словами: «Приидите, вси вернии,/ достойно воспоим отца преподобнаго,/ сей бо, подвиг страдания и исповедничества совершив/ и последи благочестно пожив,/ Богу в мире душу предал еси/ и от сущих зде к вечным жилищем преставился еси,/ идеже молится о душах наших» (3, л.70).

6. Служба обща мученику единому свидетельствует о подвиге христианина-мирянина, который, пролив свою кровь, проявил твердое стояние за веру и не отрекся от Христа. «Киими достойными песньми/ воспоем новомученика Христова (имярек)?/ Иже, заповеди Господни исполнив,/ узы темничныя, труды горькия и изгнания претерпе,/ и даже до смерти Христу верным пребысть./ Ныне же молится даровати нам/ мир и велию милость» (3, л.83).

7. Служба обща исповеднику единому. В этом чине прославляется мирянин-христианин, который, испив чашу горьких страданий за Христа, остался живым. Его жизнь, как живая проповедь пережитого горя, прославляется такими словами: «Исповедниче мудре (имярек),/ ты, во дни испытания веры в земли нашей/ Христу с любовию последуя,/ страданием вольным и исповеданием твердым/ образ верным показался еси/ и, немощныя в вере укрепив,/ утешение людем православным/ и учитель благочестия явился еси./ Темже ныне, наслаждаяся радости Небесныя,/ моли спастися душам нашим» (3, л.97-98).

8. Служба обща преподобномученице единой раскрывает мученический подвиг женского монашества. Святые жены, удалившись от мира ради любви ко Христу, в «награду» за свои иноческие подвиги получили от мира мученическую смерть. «О, велия благочестия сило!/ Павел хвалит благочестивую жену, любящую мужа своего,/ и наипаче ублажает девство Христа ради,/ ты же, преподобномученице (имярек),/ Христа, яко Небеснаго Жениха, возлюбивши,/ вся красная мира оставила еси/ и смерть мученическую прияла еси./ Ныне же с лики мудрых дев предстоиши одесную Христа,/ молящи спастися душам нашим» (3, л.111-112).

9. Служба обща преподобноисповеднице единой. Прославляя мученический подвиг женского монашества, следует выделить подвиг тех жен, которые, пережив всю тяжесть страданий и лютых гонений, свою мирную кончину запечатлели победоносным исповеданием веры: «О, преславнаго чудесе!/ Кровоточивая жена верою иногда исцелися,/ ты же, честная, (имярек),/ узы темничныя и страдания восприемши,/ твердым исповеданием веры Христовы/ гонителей посрамила еси/ и, яко жена, любящая Господа,/ достойно и праведно пожила еси./ Темже тя прославляем» (3, л.136-137).

10. Служба обща мученице единой прославляет твердую веру жены-христианки, кровь свою пролившую за Христа. Ее подвиг раскрыт в тропаре: «Благочестно в законе Господни поживши,/ веру Православную сохранила еси/ и, терпением гонители Церкве Русския посрамивши,/ смерть за Христа прияла еси,/ мученице славная (имярек),/ престолу Божию предстоящи,/ моли спастися душам нашим» (3, л.141).

11. Служба обща исповеднице единой. Этим богослужебным последованием заканчиваются общие службы новомученикам и исповедникам земли Русской. Подвиг этого чина красочно раскрыт в кондаке: «Яко крин благоуханный,/ посреде пустыни безбожия/ в земнем отечестве твоем процвела еси,/ блаженная мати (имярек),/ и житие добродетельное исповеданием веры украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,/ Иже увенча тя красотою славы нетленныя» (3, л.160).

Кроме общих служб в Минею новомучеников включены: служба святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, служба и акафист святым царственным страстотерпцам, а также акафист Собору новомучеников и исповедников земли Русской. Очень удачным для богослужебного использования, на наш взгляд, оказалось минейное приложение, включающее в себя паремии, апостольские и евангельские чтения и Богородичны.

Однако следует отметить, что составленные общие Службы новомученикам и исповедникам земли Русской – это только первый этап гимнографического прославления их подвига. Да, теперь в каждой епархии нашей Церкви появилась возможность молитвенного почитания прославленных новомучеников, соответственно их чину, но среди них есть такие, кто, претерпевая всевозможные пытки хитрых, жестоких гонителей, отличился особенным мужеством стояния за веру Православную и пламенной любовью к Богу и Отечеству. О них нельзя умалчивать, их подвиг следует раскрывать составлением отдельных гимнографических текстов.

На архиерейском совещании 2 февраля 2015 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Предметом постоянной заботы Соборов последних лет является распространение почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской. К сожалению, их подвиг пока еще недостаточно известен большинству наших соотечественников. Нам важно предпринимать все необходимые усилия для увековечения в людских умах и сердцах памяти об их жертве, которая воспламеняла бы в наших современниках любовь ко Христу.» (1, с.14)

Особая ответственность за воспитание нового поколения в духе подвига новомучеников, легла на плечи пастырей. Отныне они обязаны с особым благоговением относиться к их прославлению, которое должно быть постоянным и проходить в двух аспектах: богослужебно-литургическом и нравственно-назидательном.

Удачной и достойной подражания можно признать практику Московской областной епархии в установлении общей соборной памяти новомучеников и исповедников ХХ века, подвиг совершавших в отдельном благочинии. Эта церковная память, объединившая в один лик поименно прославленных новомучеников, собирает на молитвенное почитание их подвига все духовенство и церковный люд. В этом году члены Богослужебной комиссии Московской епархии составили Общие тропарь, кондак и молитву, предназначенные специально для соборного служения.

Видимым знаком почитания должно быть написание икон новомучеников и строительство в честь них храмов. А лучшей формой сохранения памяти имен святых может стать нарицание в честь них младенцев при совершении таинства Крещения. В этой форме для нового члена Церкви содержится и пожизненное подражание подвигу своего небесного покровителя и ежедневное молитвенное обращение.

Свое вступление нам хочется закончить словами церковной песни: «О, велицыи страстотерпцы,/ новомученицы Российстии,/ с любовию припадаем к вам/ и, благоговейно лобызающе раны ваша,/ прославляем ваша подвиги и молимся:/ молите о душах наших» (3, л.3).

 

Игумен Иоанн (Самойлов)

 

Источники и литература

 

  1. Доклад патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании http: //www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html.
  2. Журналы заседания Священного Синода от 7 мая 2003 года http://www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html.
  3. Минея Общая новомучеником и исповедником Российским. М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2012.
26.03.2018

26 марта состоялось очередное рабочее заседание Епархиальной богослужебной комиссии. 

Далее >>
05.03.2018

5 марта в Успенском храме г. Сергиева Посада состоялось рабочее заседание Богослужебной комиссии. 

Далее >>
Все новости