Главная Библиотека Статьи и публикации Гимнографическая деятельность РПЦ после восстановления Патриаршества (1917-1988)
Успенская церковь города Сергиева Посада

Гимнографическая деятельность РПЦ после восстановления Патриаршества (1917-1988)

 Игумен АНДРОНИК (ТРУБАЧЕВ).

(ДОКЛАД, ПРОЧИТАННЫЙ В 1988 ГОДУ НА III КОНФЕРЕНЦИИ,
ПОСВЯЩЁННОЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ)


Обозреваемый период гимнографической деятельности Русской Церкви делится на два периода: 1) 1917–1945; 2) 1945–1988. В первый период можно наметить три основных группы служб: 1) Богородичные; 2) связанные с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг.; 3) написанные по особым побуждениям.
Иконам Пресвятой Богородицы за период 1917–1945 написаны следующие службы: “Державная” (явилась 2 марта 1917) — первая служба (и акафист) составлена с участием Святейшего Патриарха Тихона (†7.04/25.03.1925), вторая служба — Владимиром Васильевичем Богородским. Служба, составленная Святейшим Патриархом Тихоном, должна быть признана одним из лучших образцов православной гимнографии. Одни тексты составлены от первого лица и открывают перед нами душевное состояние песнотворца, другие тексты, как монументальные картины, показывают состояние Церкви того времени, исполнены молений о прощении грехов и помиловании, а также прославляют державное заступничество Пресвятой Богородицы. Вот, например, как необычайно начинается великая вечерня:
“И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, но не возмогл есть глас мой и како умолю Тя? Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего…”(стихира глас 4).
Канон службы — драгоценное свидетельство смирения, стойкости и веры Святейшего Патриарха Тихона:
 “Аз из глубины зол моих вопию Ти, и не премолчит стон мой пред Тобою; виждь, о, виждь, Владычице Дево и не отвержи мене, услыши убо вопль гласа моего…”.
  “Обольсти мя змий, клеветник бо есть…”; “Горьким плачем моим, яко воду, излию сердце мое…”;
“Аз, егда и во уздех, но Тобою, Отроковице Чистая, выну свободь есмь, и не в страх ми умаление мое есть…”;
 “Слово лестче положиша на мне врази мои и сокрушает мя рог непокоривых. Друзи мои и тии оставиша мя, но не остави мене и Ты, Владычице…”;
 “Из печи разжжения моего, яко из адова пламени, вопию Ти: Владычице Дево, окропи мя росою слез Твоих…”.
Невозможно остаться равнодушным к стенаниям этой службы, которая удивительно соединила в себе и Богодухновенное творчество, и документальность личного свидетельства.
“Умиление, или Всех радостей Радосте” (Серафимо-Дивеевская, 1885, празднование 28 июля) — первая служба с малой вечерней составлена в Серафимо-Дивеевской обители, автор неизвестен. Предполагаем, что им был епископ Серафим (Звездинский) или его отец, протоиерей Иоанн, который составлял службу преподобному Серафиму Саровскому. Кроме 28 июля, по этой службе служили также 9 декабря на зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, в память “зачатия” в этот день в 1825 году Дивеевской мельничной общины. Вторая служба этой иконе (и акафист) была составлена митрополитом Нижегородским Сергием, заместителем Патриаршего Местоблюстителя[1]. Он же благословил эту службу к церковно-богослужебному употреблению 15/28 июля 1927 года.
К службе Боголюбской иконе (1157, празднование 18 июня) митрополит Сергий написал в 20-е гг. существенные дополнения: малую вечерню, ины тропарь и кондак, ин экзаметрический канон, ины стихиры на хвалитех. Поэтический строй экзаметрического канона слагается из одухотворённых традиционных образов, проникнутых личным покаянным и благодарным чувством автора. По своей отточенной ритмике канон митрополита Сергия исключителен и единственен во всей русской гимнографии. Приведём первый тропарь:
“Слово рабу Твоему подаждь, Госпоже Пресвятая,/ Слово бо сниде на Тя, якоже свыше роса,/ грешную душу мою очисти, Царице Благая,/ яко да, радуяся, славлю Твоя чудеса”.
Епископ Ковровский Афанасий[2], вероятно, в 20-е годы составил службу Максимовской иконе Божией Матери (1299, празднование 18 апреля). Особенностью этой службы является то, что канон составлен на подобен пасхального.
Служба Шуйской иконе (ок. 1654–1655, празднование 2 ноября) составлена в 1924 году уроженцем г. Шуи и питомцем Шуйского духовного училища протоиереем Николаем Миловским, настоятелем Московской Ризоположенской церкви. Благословение на употребление этой службы было дано 31 июля 1925 года Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром. Тропари канона в службе составлены по образцу ирмосов и содержат обширный повествовательный материал.
Служба Козельщанской иконе (1801, празднование 21 февраля) составлена в Козельщанской Полтавской обители, а служба Жировицкой иконе (1470, празднование 7 мая) — в Жировицком монастыре. Обе службы составлены в 20-е гг., тексты их прославляют Богородицу как Источник чистоты и смирения и за благодатную помощь, явленную через иконы.
Общим для всех Богородичных служб этого периода является осмысление духовных причин тех бедствий, в которых оказалась Церковь, и молитва к Богородице с просьбой о помиловании. Приведём некоторые тексты:
“Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляеми есмы, но Ты простри десницу Твою, и яко Всехвальная, постави ны на камени веры, и спаси ны, Владычице...”;
“Страшен есть гнев Господень, на вся смертныя належащ, но того ради показуется днесь и заступление верным: се бо прииде Благодатная во спасение людем Своим…”,
“Не надейтеся на князи преходящия: ничесо бо возмогут и, сыны человечестии суть, изыдут, яко былие, и никтоже их помянет…”(из службы иконе Богородицы “Державная”).
“Се бо за беззакония наша люте страждем, от Бога наказуеми, со страхом и любовию принесем молитвы наша и возопиим Благословенней...”;
“Странни и пришельцы суще в стране сей земной: отвсюду бедами и печальми обуреваеми, болезньми и страстьми угнетаеми, к Тебе прибегаем, о Мати Бога Вышняго...” (из службы иконе Богородицы “Козельщанская”).
“О Владычице Богородице, Надеждо и Прибежище наше, покрый нас честным Твоим омофором от грядущаго на ны праведнаго гнева...” (из службы иконе Богородицы “Жировицкая”).
“Темже и мы трепетом объемлемся, да не како по грехом, во отечествии нашем умножившимся, впишутся о нем во свиток сей словеса оная: отымется от вас Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его...”;
“Не послужити, паче же противостояти учением и обычаем века сего, помози нам, Богородице, да не в конец погибнем...”;
“Всякия ныне мятущия страну Российскую церковныя соблазны и разделения утоли, Владычице, молитвами Твоими, отступльшия же от Православныя Церкве пастыри и мирския люди на путь истины обрати” (из службы иконе Богородицы “Шуйская”).
Ко второй группе надо отнести службы, написание которых связано с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг.
 Это служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (ее мы рассматриваем в последнем разделе) и службы вновь прославленным святым: священномученику Иосифу, митрополиту Астраханскому (†11 мая 1672), святителю Софронию, епископу Иркутскому (†30 марта 1771). Авторы обеих служб нам неизвестны; написаны они были ещё в период подготовки прославления угодников Божиих, так как были утверждены на Соборе и тотчас изданы гражданской печатью в Москве (1918) и Иркутске (1919).
Служба священномученику Иосифу прославляет его верность Православной Церкви, описывает страдания Святителя. Несомненно, что эта служба писалась в виду грядущих испытаний, выпавших на долю иерархов, и автор в лице священномученика Иосифа указал образец для подражания.
Служба святителю Софронию посвящена прославлению его миссионерской и просветительской деятельности среди сибирских народов. В его лице был указан образец пастырской деятельности, которая вскоре после Собора стала приобретать черты миссионерства даже в традиционно православных областях. Служба святителю Софронию содержит и ещё одну провидческую черту: в ней неоднократно проводится мысль, что мощи Святителя сгорели “грех ради наших и сквернаго жития, яко недостойным сущим имети сокровище Небесное, но и по сих присно с нами пребываеши” (стихира на Господи, воззвах). Этим самым Церковь ещё до массового вскрытия и уничтожения мощей указывала пастве на главную причину попущения Божия — греховную, скверную жизнь.

К третьей группе периода 1917–1945 гг. относятся службы, написанные по особым побуждениям.
Среди таких служб отметим службу трём святителям: Герасиму († ок. 1441), Питириму (†1456) и Ионе (†1470), епископам Великопермским (общая память 29 января, установлена Патриархом Ермогеном около 1607 г.). Служба посвящена прославлению подвига миссионерства среди тьмы языческого идолослужения и развивает идеи службы святителю Софронию. Автор службы — святитель Афанасий (Сахаров); поводом для написания службы явилось, вероятно, молитвенное обращение к Великопермским святителям в годы ссылки в эти края.
Идеи службы священномученику Иосифу — страдание за православную веру и Церковь Христову — развивает служба благоверному князю мученику Роману Рязанскому († 19 июля 1270) и служба святому мученику Парфению и с ним брату его святому мученику Калогерию († 19 мая 250). На одном из машинописных экземпляров службы благоверному князю Роману имеется надпись: “На молитвенную память Преосвященному Афанасию, епископу Ковровскому. Архимандрит Ефрем. 27.ХII.29 г.”. Возможно, что архимандрит Ефрем был автором данной службы, написанной в повествовательном стиле. Кроме подвига мученичества, служба прославляет патриотическое служение святого князя, его небесное заступничество за землю Русскую вместе с благоверными князьями Владимиром, Борисом, Глебом, Александром и Михаилом. В этой службе также даётся ясный ответ о причине бедствий, постигших Русскую землю:
“Видя опустошену страну Рязанскую, обременяему и притесняему от зверонравных монгол, веровал еси, княже, яко страшная година сия постиже людей за нечестие их” (1-й тропарь 4-й песни ина канона).
Автор и время написания службы братьям мученикам Парфению и Калогерию нам неизвестны. Мощи мученика Парфения в конце XVIII в. были перенесены в Галицкую землю, в г. Жовкву (ныне г. Нестеров Львовской области). В 1922 г. в Жовкве была издана книга “Святой мученик Парфений”; предполагаем, что и служба была написана в то же время.
Во второй период можно наметить три основных группы служб:
1) соборам святых; 2) новопрославленным святым; 3) написанные по особым побуждениям.
В настоящее время в Русской Православной Церкви имеются следующие соборные празднования (приводим по индикту полный список):
22 сентября — Собор Тульских святых (в день памяти преподобного Макария Жабынского, Белевского). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1987 году при архиепископе Тульском и Белевском Максиме. Служба написана архиепископом Максимом. Публикация службы и списка имён предполагается в Минее дополнительной.
28 сентября — Собор преподобных, почивающих в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Установлен в 1670 году, первоначально праздновался в первую субботу по отдании праздника Воздвижения. В 1886 году празднование перенесено на 28 сентября. Предполагают, что канон службы составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (†1709). Список имён — Минея Февраль. М., 1981. С. 767–768.
4 октября — Собор Новгородских святителей (в день памяти святого благоверного князя Владимира Новгородского, †1052). Начало общей панихидной памяти было положено в 1439 году. Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI — XVII вв. Список имён — Минея Октябрь. М., 1980. С. 835 (см. также 10 февраля).
4 октября — Собор Казанских святых (в день обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского — 1595). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Казанском и Марийском Пантелеимоне. Список имён предполагается опубликовать в Минее дополнительной.
5 октября — Собор Московских святителей Петра (†1326), Алексия (†1378), Ионы (†1461), Филиппа (†1569) и Ермогена (†1612). Установлен Патриархом Иовом 5 октября 1596 года, впоследствии внесены имена святых Филиппа (1875) и Ермогена (1913)[3]; службу составил князь Симеон Шаховской, автор XVII века.
10 октября — Собор Волынских святых (в день святителя Амфилохия, епископа Владимира Волынского, †1122). Установлен в 1831 году. Тропари и кондаки написаны протоиереем А. Хойнацким. Список имён — Минея Октябрь. С. 259–261, 836.
23 января — Собор Костромских святых (в день памяти преподобного Геннадия Костромского, †1565). Установлен в 1981 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Костромском и Галичском Кассиане[4]. Тропарь, кондак и величание составлены архиепископом Костромским и Галичским Кассианом. Список имён — Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 302–303.
29 января — Собор Великопермских святителей, Герасима († ок. 1441), Питирима (†1456) и Ионы (†1470). Установлен Патриархом Ермогеном около 1607 года. Служба составлена епископом Афанасием (Сахаровым) в день памяти святой благоверной княгини Анны Новгородской (†1056). Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI–XVII вв. Список имён — Минея Февраль. С. 772 (см. также 4 октября).
В неделю 2-ю Великого поста — Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Установлен в кон. XVII — сер. XIX вв. Канон иеромонаха Мелетия Сирига (2-я пол. XVII в.). Список имён — Минея Февраль. С. 767–770. В связи с данным Собором необходимо обратить внимание на рукописный сборник, составленный в Киево-Печерской Успенской Лавре в 1953 году: “Дополнительная Печерская минея”. Источники дополнительных текстов различны: Анфологион сер. XVIII в., вновь написанные тексты в Киево-Печерской Лавре в 20-е годы и в 40–50-е годы. Поскольку сборник сложился к 1953 году и отражает богослужебную практику Киевской Лавры последнего периода, мы рассматриваем его в данном разделе.
21 мая — Собор Карельских святых. Установлен в 1974 году Финляндской Православной Церковью. Список имён — ЖМП. 1974. № 12. С. 16–21.
23 мая — Собор Ростово-Ярославских святых (в день памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, †1073). Установлен решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода 10 марта 1964 при архиепископе Ярославском и Ростовским Никодиме. Служба написана митрополитом Никодимом (Ротовым)[5]. Список имён — Минея Май. М., 1987. Ч. 3. С. 36–37.
В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Установлен Поместным Собором в заседании от 13/26 августа 1918 г. Первая редакция службы, изданная в 1918 году, составлена иеромонахом Афанасием (Сахаровым, впоследствии епископ Ковровский; †1962) и Б. А. Тураевым (†1920). Тропарь “Якоже плод…” написал митрополит Владимирский и Шуйский Сергий. С 1922 г. редакционные изменения и дополнения в службу вносили священник Сергий Дурылин, иеромонах Иоанн Широков. Святитель Афанасий продолжал работать над текстом до конца 50-х гг. Однако второе издание службы, вышедшее в 1946 г., не только не учло его работы, но исказило и первоначальные тексты и самый авторский замысел. Третье издание службы — Минея Май. Ч. 3. С. 308–387; сокращенный вариант этой редакции — Православный церковный календарь. 1988. “Тысячелетие Крещения Руси”. С. 65–76 (подготовлено по рукописям святителя Афанасия, который и должен быть признан творцом-составителем). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380.
В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор преподобных Отцов, на Святой Горе Афонской просиявших. Установлен на Афоне в начале XIX в. В России служба данному Собору была издана во 2-й пол. XIX в. Автор службы — преподобный Никодим Святогорец (†1809, память 1 июля). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 409–413.
В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых, в Болгарии просиявших. Установлен Болгарской Церковью по благословению Патриарха Болгарского Максима. Автор службы — епископ Левкийский Парфений (†1982). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 427–428.
В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших († после 1453). Список имён не опубликован. Имена, упоминающиеся в тексте службы, смотри: Минея Май. Ч. 3. С. 429–444.
В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Новгородской. Установлен около 1931 г. Служба состоит из текстов XVIII в. (тропарь) и XIX в. Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 456–458.
В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Псковской. Установлен по благословению Патриарха Пимена при митрополите Псковском и Пороховском Иоанне в 1987 году. Автор службы Ю. Малков. Публикация службы и списка имён предполагается в Минее дополнительной.
В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Вологодской. Установлен в 1841 году епископом Вологодским Иннокентием (Борисовым), первоначально праздновался 17 августа. Некоторые тексты службы (тропарь, кондак, молитва и, возможно, другие) написаны епископом Иннокентием. Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 487–468.
В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Белорусской. Установлен по благословению Патриарха Пимена 3 апреля 1984 года в ответ на рапорт митрополита Минского и Белорусского Филарета. Служба составлена Б. Даниленко. Список святых — Минея Май. Ч. 3. С. 476.
10 июня — Собор Рязанских святых (в день перенесения мощей (1609) святителя Василия, епископа Рязанского, †1295). Установлен 2 февраля 1987 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Рязанском и Касимовском Симоне. Служба составлена архиепископом Симоном. Публикация службы и список имён предполагается в Минее дополнительной.
10 июня — Собор Сибирских святых (в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского, †1715). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Омском и Тюменском Максиме. Служба составлена епископом Максимом. Список святых — Минея Июнь. M., 1986. Ч. 1. С. 349–350 (нуждается в пополнении по списку Сибирского патерика: см. “Православный благовестник”. 1916. № 12. С. 172–173). Эти имена необходимо внести и в список Всех святых, в земле Российской просиявших — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380.
23 июня — Собор Владимирских святых (в день празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1982 году при архиепископе Владимирском и Суздальском Серапионе. Служба впервые опубликована в “Православном церковном календаре 1984”. Служба составлена архимандритом Алексием (Кутеповым). Список имён — Минея Июнь. М., 1986. Ч. 2. С. 262 (нуждается в пополнении по списку всех святых в земли Российской просиявших — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380).
В неделю 1-ю после праздника апостолов Петра и Павла (29 июня) — Собор всех святых, в земле Тверской просиявших. Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1979 году при архиепископе Калининском и Кашинском Алексии[6]. Служба составлена архиепископом Алексием. Ина служба составлена в начале XX века архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным, † 17 марта 1908) в связи с освящением престола в честь собора Тверских святых (1904) и изданием “Тверского патерика” (1908). Список имён — Минея Июнь. Ч. 2. С. 599.
6 июля — Собор Радонежских святых (на второй день праздника обретения мощей (1422) преподобного Сергия Радонежского, †1392). Начало соборного почитания — 2-я пол. XVII в. Установлен по благословению Патриарха Пимена при наместнике Троице-Сергиевой Лавры архимандрите Иерониме 10 июля (н. ст.) 1981 года[7]. Служба составлена преподавателем Московских Духовных школ протоиереем Вадимом Смирновым. Список имён — Минея Июль. M., 1988. Ч. 1.
16 июля — Собор святых, прославленных на Поместных Соборах Русской Церкви 1547 и 1549 годов при Митрополите Московском и всея Руси Макарии (†1563). Установлен, вероятно, вскоре после Соборов на 17 июля; после памяти равноапостольного Владимира 16 июля может случиться празднование памяти святых отцов Шести Вселенских Соборов и потому, вероятно, был выбран следующий день. Целесообразность совершать Собор святых 16 июля обосновал святитель Афанасий. Служба написана иноком Григорием Суздальским в середине XV в. Список имён — Минея Июль. М., 1987. Ч. 2.
В неделю перед 28 июля — Собор Смоленских святых (перед празднованием Смоленской иконе Пресвятой Богородицы). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1984 г. при архиепископе Смоленском и Вяземском Феодосии[8]. Тропарь и кондак составлены иеромонахом Феофилактом (Моисеевым). Список имён — Минея Июль. Ч. 3. М., 1988.
28 августа — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах. Начало соборного почитания относится к концу XVIII в. Соборное празднование установлено, вероятно, в XVIII в. Служба впервые была напечатана в “Печерской минее”. Список имён — Минея Август. М., 1988. Ч. 3. Минея Февраль. С. 768–770.

Рассмотрим теперь список соборных празднований святым по хронологии:
  Ок. 1549 — святые, прославленные на Соборах 1547 и 1549 гг. (16 июля)
Ок. 1549 — XVII — Новгородские святители (4 октября, 10 февраля)
1596 — Московские святители (5 октября)
1607 — Великопермские святители (29 января)
Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Ближних пещеpax почивающие (28 сентября)
Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Дальних пещерах почивающие (28 августа)
Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные и все святые, в Малой России просиявшие (2-я неделя Великого поста)
Ок. 1809 — Афонские преподобные (2-я неделя по Пятидесятнице)
XIX — Новоявленные мученики Христовы, по взятии Царяграда пострадавшие (3-я неделя по Пятидесятнице)
Ок. 1831 — Новгородские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)
1831 — Волынские святые (10 октября)
1841 — Вологодские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)
1918 — Все святые, в земле Российской просиявшие (2-я неделя по Пятидесятнице)
1964 — Ростово-Ярославские святые (23 мая)
1974 — Карельские святые (21 мая)
Сер. 1970 — Болгарские святые (2-я неделя по Пятидесятнице)
1979 — Тверские святые (1-е воскресение после 29 июня)
1981 — Радонежские святые (6 июля)
1981 — Костромские святые (23 июля)
1982 — Владимирские святые (23 июня)
1984 — Белорусские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)
1984 — Сибирские святые (10 июня)
1984 — Смоленские святые (воскресение перед 28 июля)
1984 — Казанские святые (4 октября)
1987 — Рязанские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)
1987 — Псковские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)
1987 — Тульские святые (22 сентября)
Итого — XVI–XVIII вв. — 7        XIX в. — 5        1918–1945 — 1        1945–1988 — 14
Всего ныне в Русской Церкви вошло в употребление 43 соборных памяти[9], из них 15 установлено за период 1918–1988 годы. За время Патриаршества Святейшего Патриарха Пимена с 1971 года было установлено 11 соборных русских памятей и принято 2 соборных празднования, установленных в других Православных Церквах. Эта статистика совершенно определённо указывает, что ныне в Русской Церкви происходит осмысление и собирание духовного опыта святых Русской земли.
Необходимо указать, что службы Соборам местных святых далеки от лучших образцов гимнографии. Они перегружены перечислением имён, имеют длинноты и несоответствие в размерах в однотипных текстах. Почти непосильная задача для современных гимнографов — выявить в традиционных богослужебных образах идейный смысл конкретного соборного празднования и особенности подвига местных святых. Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, написанная святителем Афанасием (Сахаровым), остаётся и ныне недосягаемым образцом для подобного творчества.
Данная служба выделяется среди прочих прежде всего продуманным построением. Малая вечерня посвящена прославлению победного подвига святых и дарованной им от Бога благодати защищать Русскую землю. Стихиры на Господи, воззвах используют образцы из службы великомученику Георгию, а стихиры на стиховне — из службы великомученику Димитрию. Оба этих святых — особые покровители русского православного воинства. Прославление святых начинается со Славы стиховны: первой упоминается равноапостольная Ольга, а за ней — и другие святые жёны. На малой вечерне положено особое последование молебного пения по образцу параклиса Пресвятой Богородице, которое может служиться подобно тому, как служится акафист на малой вечерне. Замысел песнопения таков: прославив святых как победителей греха и наших заступников, мы умоляем их не оставить нас в напастях, бедах и нуждах.
Стихиры на Господи, воззвах на великой вечерне прославляют святых по ликам: святители, преподобные, благоверные князья, мученики, блаженные, Христа ради юродивые. Паремии особые: Ис 49:8–15; Сир 44:1–14; Прем 3:1–9. Стихиры на литии прославляют различные подвиги святых и особенно подвиг крестного следования за Христом. Стихиры на стиховне прославляют Святую Русь как избранный удел Божий и Богородицы. В тропаре указывается, что святые, которых приносит Русская земля Господу, — дело Его же сеяния.
Седальны на утрени и по 3-й песни канона посвящены духовной крепости святых в противостоянии неверию. Полиелейные величания благодарят Бога и Пресвятую Богородицу за покров над святыми. Величание святым и стихира по 50-м псалме прославляют святых как исполнителей Евангельских заповедей. Таким образом, до канона именование святых встречается лишь в стихире на малой вечерне (Ольга и другие святые жёны) и в седальне по полиелее (апостол Андрей). Прославление происходит соборне: Русская Церковь, Русская земля, Русь Святая, Русь Православная. Канон посвящён поимённому призыванию наиболее почитаемых святых, причём в этом соблюдается определённая последовательность. В первой песни прославляются первые русские святые, мученики и равноапостольные; Богородичен из службы Покрову; в третьей песни — южнорусские и литовские святые; Богородичен из службы Почаевской иконе; в четвертой песни — Московские, Радонежские, Калужские святые; Богородичен из службы Иверской иконе; в пятой песни — Новгородские, Псковские, Смоленские, Белорусские святые; Богородичен из службы иконе Знамение; в шестой песни — Соловецкие, Архангельские, Вологодские, Олонецкие, Костромские святые; Богородичен из службы Тихвинской иконе; в седьмой песни — святые Ростова, Суздаля, Владимира, Переяславля, Мурома, Рязани, Твери, Ярославля; Богородичен из службы Владимирской иконе; в восьмой песни — Казанские, Великопермские, Сибирские святые, просветители Грузии и Армении; Богородичен из службы Казанской иконе. В последних тропарях восьмой песни и в девятой песни поимённо призываются святые, прославленные в XVIII — нач. ХХ вв., и содержится соборное прославление мучеников и всех явленных и неявленных святых, затем Троичен и Богородичен, выражающий благодарность Пресвятой Деве за Её всемощный покров над Россией и многочисленные чудотворные иконы. Кроме канона, отдельное именование святых встретится далее лишь в Славнике на хвалитех, где прославляется лик равноапостольных проповедников Евангелия.
Стихиры на хвалитех призывают Русскую Церковь и её святых (поимённо упомянуты лишь равноапостольные Владимир и Ольга) возрадоваться за милость Божию, явленную к Русской земле. Стихиры на целование посвящены прославлению святых как небесных граждан, которые не оставляют своих земных сродников; кроме того, эти стихиры содержат призыв подражать святым в их добродетельной жизни. Блаженны святых на литургии содержат соборное прославление святых и покаянные мольбы о прощении согрешений.
Таким образом, общий строй службы очень продуманный и ясный, сохраняющий соразмерность соборного прославления святых по ликам, подвигам и поимённого призывания отдельных святых различных местностей. Полный список святых для поимённого призывания вынесен на иерейскую литийную молитву.
Второе, чем выделяется данная служба, это то, что в основу её текстов положены образцы классических текстов Октоиха, Триоди, двунадесятых праздников, Минеи (службы Вселенским святым). Эти образцы подобраны с такой тщательностью, что если бы не специальные указания святителя Афанасия, невозможно было бы представить, что данный текст употреблялся ранее, а не написан им специально. Кроме того, в Службу включены прямые заимствования из служб Ризе Господней, Покрову и иконам Пресвятой Богородицы, некоторым святым. Такое органическое соединение различных традиционных текстов ставит данную службу по стилю в число лучших образцов гимнографии.
Третье, чем выделяется данная служба, это то, что тексты в ней положены на подобны, причём подобны, согласно традициям и своей смысловой и музыкальной окраске, выбираются соответственно строю службы. В службе использованы все восемь гласов для стихир и тропарей, так что полное использование этой службы на всенощном бдении (о чём вероятно только мечтать) было бы совершенно исключительным в музыкальном отношении.
Четвертое, чем она выделяется, это то, что в ней заложено много литургических особенностей, которые значительно обогащают и украшают богослужение. Таковы последование молебного пения на малой вечерне, стихиры подобны на восемь гласов на вечерне и на утрене, особые паремии, три величания на полиелее, две редакции полиелея для совершения службы в Неделю 2-ю по Пятидесятнице и во ин день, особые блаженны на Литургии, полная и краткая редакция молитвы ко святым для молебного пения и после литургии, устав об отдании праздника храма всех русских святых, особое заупокойное последование по подвижникам благочестия. Уставные особенности и порядок соединения данной службы с воскресной службой Октоиха 1-го гласа был продуман святителем Афанасием тщательнейшим образом.
Отметим, что в числе соавторов данной службы должны быть названы Б. А. Тураев, митрополит Сергий (впоследствии Святейший Патриарх), иеромонах Иоанн (Широков, впоследствии епископ Волоколамский); священник Сергий Дурылин, а в числе консультантов — многие выдающиеся церковные деятели. Всё это выдвигает Службу в честь всех святых, в земле Российской просиявших, в редакции святителя Афанасия в ряд выдающихся гимнографических творений.
Установление соборных празднований поставило перед литургистами и канонистами целый ряд задач, требующих решения. Должны ли святые, включённые в Собор, иметь отдельную память, отмеченную в месяцеслове календаря, или на это требуется особое, отдельное решение — и чьё? Допустимо и целесообразно ли, чтобы в одной епархии святому, включённому в местный Собор, служили молебны, а в других епархиях служили панихиды? Поскольку выявление имён для соборных празднований связано с поисковой работой в архивах и библиотеках, то таким путём должно ли идти пополнение имён? Если обратиться к истории, то общая тенденция была такова, что всякий святой, включавшийся в соборное празднование, отмечался впоследствии и отдельным днём памяти. Однако процесс этот то шёл стихийно, то встречал бюрократическое противодействие обмирщённых чиновников, и потому, когда началось установление соборных празднований, многие вопросы были отодвинуты. Но это не значит, что их не придётся решать в будущем.
Ко второй группе служб, написанных в период 1945–1988 годов, относятся службы новопрославленным святым.
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (†10 июня 1715) был прославлен ещё в 1916 г. Служба ему была издана в Новосибирске в 1947 году архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым). Вероятно, он и был составителем службы. Стиль службы повествовательный, с заметным влиянием русского языка.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (†3 февраля 1912) был прославлен Русской Церковью 10 апреля 1970 года. Службу ему составил в 1978 г. митрополит Ленинградский Никодим (Ротов; †1978)[10]. Служба опирается на традиции святительских служб.
Святой равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Америки и Сибири (†31 марта 1879) был прославлен Русской Церковью 6 октября 1977 года. Службу ему составил в 1980 г. епископ Омский и Тюменский Максим. Стихиры службы построены на подобнах и используют традиционную гимнографическую лексику и образы, канон повествователен, некоторые тропари чрезмерно обширны.
Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (†29 февраля 1840) был прославлен Русской Церковью 21 февраля 1978 года. Тогда же были утверждены написанные в его честь архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом служба и акафист (на день тезоименитства 12 февраля). Служба отличается богатством евангельских образов, стиль её сочетает традиционность церковнославянской лексики и ясность смысла. К недостаткам надо отнести несоответствие стихир указываемым подобнам, что необходимо было, конечно, исправить при подготовке к изданию. Все службы по содержанию прославляют равноапостольные подвиги и миссионерство Святителей. Из нравственных качеств прославляемых Святителей все гимнографы основное внимание уделяют тем, которые характерны для архипастырского служения.
В период 1945–1988 годов в месяцеслов Русской Церкви были включены двое наших соотечественников, прославленных другими Православными Церквами. Праведный Иоанн Русский Исповедник (†27 мая 1730) был прославлен Элладской Церковью и внесён в месяцеслов Русской Церкви в 1963 г. В связи с его особым почитанием в Греции ему были составлены различные богослужебные последования на греческом языке[11]. В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне и, вероятно, вскоре после этого ему была составлена служба на церковнославянском языке[12]. Поскольку митрополит Никодим (Ротов) не знал о существовании афонской службы, он в 1967 г. составил ещё одну службу святому Иоанну[13]. Служба прославляет преподобнические и исповеднические подвиги святого Иоанна.
Преподобный Герман Аляскинский (†13 декабря 1837) был прославлен Собором епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке[14]. Имя его было включено в месяцеслов Русской Церкви. Преподобному Герману имеется две службы на церковнославянском языке, но обе они были написаны за пределами Русской Церкви; укажем только, что служба, составленная епископом Левкийским Парфением, помещена в новых Минеях на 13 декабря, а служба, составленная в Американской Церкви, — на 27 июля.
К третьей группе служб периода 1945–1988 годов относятся службы, составленные по особым побуждениям.
Протоиерей Николай Голубцов, с 1 сентября (19 авг. ст. ст.) 1949 года до дня кончины 20 сентября 1963 года служивший в церкви Ризоположения и в малом соборе московского Донского монастыря, составил службу в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы (празднование 19 августа)[15]. Особенностью службы является то, что канон составлен по покаянным творениям преподобного Ефрема Сирина. Тем самым канон подчеркивает, что греховность является главной причиной попущения Божия в нашествии врагов, а покаяние — источником спасения от бедствий внутренних и внешних.
Неизвестен автор и точное время написания службы иконе Пресвятой Богородицы “Споручница грешных” (празднование 7 марта) из Никольского храма в Хамовниках в Москве. Вероятно, большое почитание этой иконы москвичами побудило составить особую бденную службу. Многие тексты составлены как удачная обработка тропарей и стихир, уже ранее вошедших в употребление в различных службах.
Состав службы праведному Прокопию Вятскому, Христа ради юродивому (†21 декабря 1627) сложился из древней рукописной и вновь написанной в начале 1980-х гг. протоиереем Николаем Исуповым, который много лет служил в местах подвигов святого Прокопия. Древняя служба посвящена в основном суровым подвигам святого, а новая раскрывает смысл подъятого им на себя юродства. Прекрасно подобраны к этой службе паремии — 1 Цар 21:10–15; 22:1–2; Ис 20; Прем 3.
Вдохновлённый несением послушания на Святой Земле архиепископ Ярославский Никодим (Ротов) составил в 1962 г. службу праведной Тавифе (память 25 октября)[16]. Надо признать, что эта служба — лучшая из написанных владыкой Никодимом. Служба раскрывает учение о воскресении мёртвых; даёт пример милосердия и трудолюбия, изобилует евангельскими образами. Эта служба гораздо более, чем последующие, написанные митрополитом Никодимом, проникнута живым сердечным чувством. Отметим, что помимо вышеназванных сочинений, митрополиту Никодиму принадлежат тропари святому благоверному князю Игорю Черниговскому[17] и святителю Ювеналию, Патриарху Иерусалимскому.
Поводом к написанию некоторых служб послужило желание прославить тезоименного святого особой службой. Таковы службы: преподобному Кассиану Греку (†1504, память 21 мая) — написана архиепископом Костромским и Галичским Кассианом; преподобному Симону Радонежскому († до 1392, память 10 мая) — написана архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном в 1986 году; преподобному Леониду Устьнедумскому (†1654, память 17 июля) — написана архимандритом Тихоном (Емельяновым) в 1986 году; преподобному Андронику († ок. 1395; память 13 июня) и его ученикам — написана игуменом Андроником (Трубачевым) в 1985 году. Общим для этих служб является то, что они обильно используют житийные источники.
Заканчивая обзор периода 1945–1988 годов, мы должны коснуться чинопоследования Богослужения, подготовленного к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Это: 1. Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси и всех святых, в земли Российской просиявших. 2. Последование благодарственного молебна в празднование 1000-летия Крещения Руси и всех святых, в земле Российской просиявших. 3. Панихида по архипастырям и подвижникам благочестия Русской Православной Церкви (здесь мы рассматриваем только службу). История создания Службы Крещения Руси такова. Первоначальный текст был составлен игуменом Андроником в июле-августе 1983 года. Этот текст, предполагавшийся к публикации в “Богословских трудах” (естественно, не для церковно-богослужебного употребления, а как опыт гимнографического творчества), был обсуждён на редколлегии “Богословских трудов” под председательством митрополита Ленинградского Антония и получил рецензии профессоров и преподавателей Ленинградской Духовной академии Н. Д. Успенского, архимандрита Феофана (Галинского), протоиерея Николая Гундяева, протоиерея Василия Стойкова и др. В соответствии с пожеланиями текст был доработан, однако публикацию его признали целесообразным отложить до положительного решения о возможности богослужебного употребления. После этого текст поступил в литургическую рабочую группу Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Рабочая группа в составе митрополита Львовского Никодима, архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека, архимандрита Матфея (Мормыля), архимандрита Иннокентия (Просвирнина), игумена Андроника (Трубачева), проф. МДА А. И. Осипова в январе-марте 1987 года обсудила и подготовила текст к богослужебному употреблению. Этот текст был представлен Святейшему Патриарху Пимену, членам Священного Синода и был принят в Комиссии по подготовке 1000-летия Крещения Руси. В данном докладе мы касаемся этого окончательного текста, принятого рабочей группой и Комиссией.
Основное назначение службы Крещения Руси — воздать хвалу и благодарность Богу за Крещение русского народа и промышление о нём и Русской Церкви. Мы не ставили целью написать всё заново, но считали возможным использовать в службе Крещения Руси то лучшее из церковного богатства, что подобает данному событию. Основными источниками для службы являются “Слово о законе и благодати” святителя Илариона, митрополита Киевского и всея Руси († ок. 1054, память 21 октября), “Повесть временных лет” преподобного Нестора Летописца († ок. 1114, память 27 октября), “Слово в Новую неделю по Пасхе и об обновлении Воскресения” святителя Кирилла, епископа Туровского (†1183, память 28 апреля). Единство торжественно-риторического стиля творений святителей Илариона и Кирилла не исключило их стилистических особенностей. Характер “Слова о Законе и Благодати” — эпический, величественный, соборный; характер “Слова в Новую неделю…” — мягкий, лиричный, нежный, более личностный. Сочетание творений этих двух святых Отцов в едином гимнографическом произведении — счастливая возможность обогатить молитву самыми разнообразными чувствами души.

 
**Доклад обозревает только минейную гимнографию; акафисты, молебные и иные последования не рассматриваются.
[1]В дальнейшем — Святейший Патриарх. — Ред.
[2]Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. См. о нем: Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега. 2002. № 1(31). С. 180–186. — Ред.
[3]В 2005 году в Собор включены имена Патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. — Ред.
[4]См. ЖМП (Журнал Московской Патриархии). 1982. № 10. С. 10–12.
[5]Впервые опубликована в: ЖМП. 1969. № 10. С. 87–95.
[6]См. ЖМП. 1979. № 9. С. 4; № 11. С. 15–20.
[7]См. ЖМП. 1981. № 10. С. 13; 1982. № 10. С. 10.
[8]См. ЖМП. 1984. № 10. С 4–9.
[9]В настоящее время кроме перечисленных автором совершаются следующие соборные памяти: Брянских святых — 20 сентября; Ивановских святых — 7 июня; Кольских святых — 15 декабря; Крымских святых — 15 декабря; Московских святых — воскресенье перед 26 августа; Новомучеников и исповедников Российских — воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января; Новомучеников в Бутове пострадавших — 4-я суббота по Пасхе; преподобных Оптинских старцев — 11 октября; Санкт-Петербургских святых — 3-я неделя по Пятидесятнице; Псково-Печерских преподобных — 4-я неделя по Пятидесятнице; Сербских святителей — 30 августа; Синайских преподобных — среда Светлой седмицы; Смоленских святых — воскресенье перед 28 июля; Соловецких святых — 9 августа; Тамбовских святых — 28 июля; святых Эстонской земли — 18 ноября. — Ред.
[10]Первая публикация службы — ЖМП. 1978. № 5.
[11]Одно из них, Даниила монаха, в переводе игумена Поликарпа (Ничипорука) на церковнославянский язык, см. Минея Май. Ч. 3. С. 196–202.
[12]См. Минея Май. Ч. 3. С. 172–183
[13]Первая публикация — ЖМП. 1967. № 11.
[14]См. ЖМП. 1970. № 11. С. 48–50.
[15]См. ЖМП. 1963. № 10. С. 23.
[16]Первая публикация — ЖМП. 1963. № 2.
[17]ЖМП. 1965. № 1.
© Игумен Андроник (Трубачев), 2007

23.07.2018

23 июля в Успенском храме города Сергиева Посада состоялось рабочее заседание Богослужебной епархиальной комиссии. 

Далее >>
16.07.2018

16 июля в Успенском храме г. Сергиева Посада состоялось рабочее заседание Епархиальной богослужебной комиссии. 

Далее >>
Все новости